1 октября 1989 года из состава 12-й ОА ПВО (г. Аягуз) прибыл 737-й иап (в/ч 36853) на аэр. Червоноглинское и включен в состав 60-го кПВО.
737 ИАП
22 ноября 1960 года на базе 31-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи на аэродроме Приозёрск джезказганской области (Казахстан) сформирован 737-й истребительный авиаполк, входящий в состав 60-й отдельной специальной авиадивизии. На вооружении полка стояли самолеты СУ-9. К концу года в полку было 26 лётчиков. В 1965 году полк переучивается на самолёты МИГ-17. 22 лётчика, летающих на самолётах СУ-9 и МИГ-17, круглосуточно несут боевое дежурство. В 1973 году проводятся Учения Министра Обороны. Полк выполнил 24 боевых стрельбы с оценкой ОТЛИЧНО. За высокую подготовку и отличные действия на учениях часть награждается Вымпелом Министра Обороны СССР за мужество и воинскую доблесть. Среди лётной среды 737-й истребительный авиаполк известен под названием «бешенный», летать в нём почетно и ответственно. 1981 год, на вооружение полка поступают новейшие самолёты МИГ-23, идёт освоение нового типа летательных аппаратов. А в декабре 1983 года – апреле 1984 года происходит перебазирование на аэродром города Аягуз семипалатинской области (Казахстан). 22 октября 1989 года на 29 боевых и 5 учебно-боевых самолётах совершается перелёт на аэродром Червоноглинское города Арциза одесской области в подчинение 60-тому корпусу ПВО. А уже 10 октября происходит заступление полка на боевое дежурство.
В 1992 году, после провозглашения независимого украинского государства на часть возлагаются задачи государственной важности – защита воздушных рубежей молодой страны. Территориальные воды черноморья, остров Змеиный, границы с Румынией, Молдавией, Приднестровьем – всё это зона ответственности личного состава, несущего службу в тяжелейших условиях экономического и энергетического кризиса страны, отсутствии поставок ГСМ и запасных частей, ужасной текучке профессиональных кадров. В 1996 году в части остаётся 30 лётчиков, из них 15 летающих на самолётах МИГ-23. На их плечи ложится несение боевого дежурства: днём, ночью, в простых и сложных метеоусловиях. За месяц на лётчика приходится в среднем 15 боевых дежурств, а это постоянное морально-психологическое и физическое напряжение, когда для занятия готовности №1 в самолёте дано 4 минуты и столько же времени для взлёта с полным боекомплектом для выполнения боевой задачи.
17 октября 1996 года на базе 737-го истребительного авиаполка формируется 206-я авиабаза. Авиабаза просуществовала немного более года. Весной 1998 года авиационный полк расформировывают.
Весна 1998 года, авиабазу при г.Арцизе расформировывают. Имеющиеся на авиабазе самолёты распределяют по разным аэродромам страны. Истребители парами взлетают, как бы прощаясь (видимо, у военных так принято) - делают круг и пролетают над аэродромом на малой высоте. После чего улетают … навсегда.
МиГ-23 — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В.
737 иап ПВО - уникальный советский истребительный авиаполк. Я бы сказал, он - собирательный образ всего хорошего и всего плохого в авиации, которая ещё и служба, а не только полёт. Тем значительнее жизненный и профессиональный подвиг тех офицеров, солдат, да и всех семей военнослужащих, прошедших с полком жару, холод, ветры с песком летним и зимним, ночи и дни, и годы жизни, отданные служению Отечеству.
Замечательный материал встречен мной здесь...Думаю, что не будет лишним дополнить... Судите сами... В январе 1960 года формируется эскадрилья на аэродроме "Камбала"...Почему "Камбала"?, да потому что строительная организация была одесская, каким-то отделом...Ну шо могли одесситы, оторванные от Привоза этим гембелем - ехать в ту степь и строить... И нарекли её "Камбалой" - была она женского рода - площадка №7... Такм и прописались перехватчики... Такие же какие прибыли в Арциз из Сараты...На новые самолёты - Су-9 Почему? А потому что в тех краях строились самые секретные полигоны, а вражеские разведчики летали и в наглую фотографировали... ВСе знают, что 1 мая 1960 года, над Уралом был сбит их У-2... Но никто, кроме "наших" не знает, что в тот день дежурил капитан Иванов той 31-й эскадрильи. Он был поднят по тревоге и выходил в атаку, находясь в 38 км от Пауэрса. В тот момент У-2 резко отвернул, а перехватчик, разогнавшись, уже не мог развернуться и вновь атаковать: топливо закончилось. Самолёт посадили в Ташкентском аэропорту, где лётчик просидел в высотном костюме 4 часа в 50 градусную жару, пока враг шуровал к Уралу...Так и не дождавшись обслуживания ни себя ни самолёта... Так наш полк начал воевать...Думаю, совсем неплохо: ближе не был никто! Полк в шутку именовал себя "имени гражданина Пауэрса"...И ответил высотным полётом, на тех же высотах, в 1968 году... Тогда, сильно волновался Китай, и были проведены мощнешие учений по всей Средней Азии Лётчики полка всю ночь гонялись за шарами в ущельях Тянь-Шаня, а к утру их погнали в Мары. Там их встретил "афганец" - песчаная буря высотой 13 км!!! Вёл группу управления полка подполковник Бурков. Аэродром пропал - все системы посадки молчали...Лётчики ныряли в песок и искали аэродром кверху пузом, на высоте полёта тушканчика...Начбой полка Киселёв первым обнаружил ВПП, дал ссылку и сел. Группа вся зашла без ЧП... Командир открыл пакет, и группа из 16 Су-9, с полной заправкой вылетела на юго-запад... Шли в режиме полного радиомолчания, отслеживая друг-друга по прицелам...Под ними был Иран...Набрать потолок сразу не удалось - жарко... Приземлились в Сирии. Отработали задачи и пошли на Союз, но уже через Турцию. Тут, группа была атакована F-4 НАТО.Два пуска по себе лётчики наблюдали...Однако, турки промахнулись: Сушки шли выше...Вечером того же дня, группа звеньми зашла на точку: жёны считали самолёты, насчитав 4...А ждали 16...Но они пришли, не забыв канистру спирта, для профилактики предпосылок!
Только два эпизода...А сколько их было...А какое начальство было "замечательное"! Так что слава Богу - многие не погибли, вопреки высокому руководству... Зато пролетали через атомные облака, стреляли по танкам воздушными ракетами, ночью вели групповые маневренные бои на Су-9, без скидок на мирное время...Степь закрывала уши и потела от страха...Только кухня имела власть успокоить этих крылатых рыцарей... "Бешеные" - воскликнули техники соседней части, глядя на бодрую лётную практику полка... Так и пошло... Говорили в Савастлейке: Были в Сары-Шагане...Видели "бешеных"...Ну дают!.. И они же, "бешеные" в полёте, были по-отечески заботливы о солдатиках. Залетавшись за полночь, чтобы не будить Высотный Домик, пёрли парашюты, костюмы и оружие домой...Зато детям - праздник: когда ещё померяешь ГШ и посчитаешь патроны в ПМ? Арциз - это чернозём и море, в получасе...В море - камбала... Сары-Шаган - это камнезём и озеро, в двух шагах...А по курсу - "Камбала"... Похоже... А небо - одно! Там и летал 737 иап, один из лучших истребительных авиаполков СССР, в мирное время удостоенный наименования "Имени 60-летия СССР" Как говорят: он прожил короткую, но яркую замечательную жизнь. В нём выросли 5 "Заслуженных военных лётчиков"...Это - официально! Только из 4-х осетинов "заслуженных", двое служили в 737 иап: оба командирами, друг за другом...Из двух дагестанцев генерал-полковников - один воспитан в 737 полку. А пилотов с большой буквы - целый строй! Начальство порет, а они складываются в дорогой костюм...Вопреки... И если есть достойный кандидат на роль полка-агрессора, эдакого полигонного прокурора-инспектора, то это 737-й Краснознамённый ордена Красной Звезды Сары-Шаганский иап "Имени 60-летия СССР", "бешеный" Орден БКЗ я дал - за всё хорошее.:его достаточно А Красной Звезды надо дать всем частям, за Победу в "холодной войне". Они сохранили мир!!! Значит, победили...Остальное - конъюктурный трёп и малодушие... Полк улетел, но обещал вернуться! Будьте здоровы!
Здравствуйте,Сергей!Меня папа попросил найти этот Аэродром.Он начинал свой путь лётный с Ациза.Потом мы переехали в Запорожье,где продолжал летать.Это хорошо,что создана такая тема! Будут воспоминания.А нет у Вас видео побольше о этом Аэродроме?Удачи Вам!
ничего там болье нет,совсем ничего, кроме впп оказалоь что после реконструкции в 1985 когда полосу готовили под аварийную для для посадки бурана старые плиты сварили с новыми ,и теперь их даже 80- тонник не может выддернуть, 1,5 метра бетонна бля!
сам аэродром ((Впп) это лишь то что обсслуживали многие войсковые службы,где служили два полка и т.д , сейчас он как памятник былому величию страны ,вернее как айзберг,потому что две трети уже не увидеть никогда, даже по фундаментам ,там больше ничего нет, в капонирах стоят трактора , на взлетке пасутся овцы, от штаба и пожарки руины,места где были столовая,спортзал. котельная и др поросли травой,и над всем этим возвышается памятник в виде водокачки с датой смерти? 1953г Вы это хотите увидеть?